Русская философская мысль начала 20 века. Н.А. Бердяев

Взаимозависимость жизни и смерти Мысль о переплетенности жизни и смерти очень стара. Всему на свете приходит конец - это одна из жизненных истин, так же как и то, что мы боимся этого конца и должны жить с сознанием его неизбежности. Стоики говорили, что смерть - самое важное событие жизни и научиться хорошо жить - это значит научиться хорошо умирать. Психологически смерть и жизнь переходят друг в друга. Нам достаточно и минуты размышлений, чтобы понять, что уже рождаясь, мы находимся в процессе умирания и в начале заложен конец. Практически каждый большой мыслитель думал и писал о смерти; многие приходили к заключению, что смерть - неотъемлимая часть жизни и, постоянно принимая ее в расчет, мы обогащаем жизнь.

. - это Лекции, Методички, и много других полезных для учебы материалов

И большевистский переворот г. Это коснулось всего государственного, социального строя и, разумеется, всей духовной жизни общества. Этой участи подверглись Н. Немалое число философов погибло в тюрьмах и ссылке.

Страх возникает у человека как существа онтологически свободного, чувствует, что это нечто ужасное, и поэтому, он пребывает в страхе – страхе перед Ничто. истина бытия дана в непосредственном переживании – страхе.

Значение и толкование термина в словарях и энциклопедиях: Причина страха - само бытие в мире. По Сартру, страх - это боязнь самого себя вследствие свободы недетерминированного характера, которую нельзя предвидеть. Такой страх связан с ложью, жестокостью, суевериями, унижением человека, социальным порабощением и зависимостью от природы, он есть в глубине эротики, закрывает дорогу к истине и добру, обесценивает жизнь и лишает надежды, привязывает к низшему.

Его побеждает любовь к истине. Христианство решительно выступило против демонов, порабощавших человечество такими страхами, но в ходе истории в христианство отчасти проникли и эти виды страха. Однако, если не сделать такого шага сквозь свой страх, то человека, отвернувшегося от"зова бытия", ждет отчаяние. И здесь два его вида: Последний не утрачен и после грехопадения: Адам"убоялся" Бога, ибо, оставшись духовным существом, осознал опасность порабощения своего духа плотью. Тот, кто обрел истинный страх Божий, выше страхов мира сего.

Моральный и интеллектуальный страх гораздо хуже.

Шопенгауэр, он высказывал недоверие к разуму. Он отрицал единое идеальное начадр мира, — будь то воля, разум или что-либо другое из области абсолютизированных моментов сознания. В отличие от научного мышления, исходящего из теоретических принципов оно абстрактно и безлично , экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями: В то время как объективное мышление, согласно Кьеркегору, безразлично по отношению к мыслящему субъекту и его экзистенции, субъективный мыслитель как экзистенциальный заинтересован в своем мышлении: Относясь к человеку как к цели и смыслу мировой эволюции, Д Кьеркегор критиковал предшествующих философов, прежде всего Г.

Гегеля, за слишком абстрактный подход к человеку.

Люди жили в постоянном состоянии умеренного ужаса бытия, С течением времени, навыки улучшались, а непосредственная угроза снижалась. При первом подозрении на страх, большинство докторов.

Шопенгауэра Артур Шопенгауэр — — младший современник Гегеля. Он не признавал его и даже называл шарлатаном. Шопенгауэр противопоставлял рационализму-панлогизму Гегеля свой иррационализм и волюнтаризм направление в философии, признающее волю первоосновой всего сущего. Он исходил из абсолютизации психической жизни отдельного человека, а точнее, одной из психических способностей человека — воли.

Вот почему его философию называют еще волюнтаризмом. Шопенгауэровский волюнтаризм — концепция, которая началом всего сущего объявляет волю, но не конкретного человеческого индивидуума, а всеобщую, мировую волю. В его картине мира началом всего сущего является некоторое стихийное бессознательное начало, которое управляет миром. Сколько бы человек ни боролся со стихией, она возьмет свое.

Он развил также кантовскую идею о примате практического разума над теоретическим.

Экзистенциализм и феноменология

Флоренский, есть прежде всего С. Божий, и кто хочет проникнуть в святилище религии, должен научиться страшиться. В религии ничего не вырастает без этого корня. Бог — великий и страшный для всех и во всем, любая религия пронизана этим неизъяснимым С.

личности и ее переживаний. Так, в работе «Страх и трепет» на материале библейской истории он описал страх и ужас непосредственного бытия.

В этом смысле С. В качестве достояния сознания, С. В систематической философии Г. Гегеля сущее открывается посредством введения понятия"развитие", характеризующего деятельность Абсолюта и являющегося как развивающееся нечто, самодвижение которого представляет собой объективное основание С. Свобода, раскрывающая истину, противоположна С. В пространстве самого Единого С. В экзистенциальной философии М.

Часть 3. Онтология эстетических расположений

Эта философия возникает как антропологическая по своей направленности. Ее центральной философской проблемой является проблема человека, его существования в мире. Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия.

В данной статье страх рассматривается в двух ипостасях: страх как И тогда только трусость выступает как возможность бытия страха. . Такой страх, формализованны регламентированное ожидание ужаса, . то, что преходящие страхи в своей непосредственной и активной фазе.

Общая характеристика ужасного Как уже было отмечено, ужасному в эстетической литературе уделялось до сих пор не так уж много подробнее об изучении ужасного в европейской эстетической традиции см. И начать анализ ужаса необходимо с его общей эстетической характеристики. Если в безобразном и уродливом человек имеет дело с Небытием, заключенным на стороне внешнего референта в дисгармоничную форму отдельного предмета, что вызывает в нем чувство и реакцию от—вращения, то в ужасе Присутствие не может"отвернуться" от Небытия, поскольку Небытие дано здесь не в образе"вещи", а в"без—образном" восприятии пространства, мира.

В ужасе эстетика отвержения не только достигает уровня абсолютной эстетики данность Другого как безусловно Другого , но здесь само отвержение приобретает характер тотальности, когда отвергаемое Присутствие не может"избежать" собственного отвержения, не может уйти от того, встреча с"чем" отрицает его в качестве Присутствия, ибо отвергающим здесь выступает все сущее в целом, мир как пространственная данность.

В силу этой особенности ужасного как тотального и безусловного отвержения Присутствия, оно дает наилучшие возможности для описания и истолкования специфики эстетики отвержения в целом. По причине высокой экзистенциально—эстетической значимости этого расположения мы остановимся на нем подробнее, чем на других расположениях эстетики отвержения.

Феноменология Гуссерля

Спиркин Александр Георгиевич 2. Шопенгауэр, он высказывал недоверие к разуму. В отличие от научного мышления, исходящего из теоретических принципов оно абстрактно и безлично , экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями: В то время как объективное мышление, согласно Кьеркегору, безразлично по отношению к мыслящему субъекту и его экзистенции, субъективный мыслитель как экзистенциальный заинтересован в своем мышлении:

Первым, кто разграничил страх и тревогу (ужас), был Серен Кьеркегор; . историческое, не имеющее прямого отношения к организации бытия.

Проблема личности в философии экзистенциализма План 1. Понятие проблемы личности в философии Понятие философии экзистенциализма и история ее возникновения Проблема личности в философии экзистенциализма Проблема человека является одной из самых важных для всей философии, но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества. Человека, в его частных проявлениях, изучают специально посвященные ему науки:

Сёрен Кьеркегор

Экзистенциализм формировался в первой половине века и во многом отражает тот период. Этим собственно и объясняется трагическая интонация и общая пессимистическая окраска большинства положений философии зкзистенционализма. На формирование современной философии существования огромное влияние оказали предшествующие теории и труды С. Унамуно, а также феноменология Э. Гуссерля и философская антропология М Шелера.

Идеи экзистенциализма, защищали и развивали многие выдающиеся философы.

втянута и принимает непосредственное участие как нечто, тяготеющее . Так, страх смерти побуждает человека к действию, движет его бытием, которое только в Ужас же выступает основанием для этого отшатывания.

Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Внешний вид и форматирование просматриваемого Вами реферата, может отличаться от оригинального исполнения, а так же возможно отсутствие графиков, чертежей и т. Оригинальный файл доступен для скачивания в формате . Экзистенциальные мотивы в творчестве Т. Принцип этической стадии — долг. Это уже самоопределение субъекта, но пока еще чисто рассудочным способом, согласно предписаниям морального закона. Абстрактность морального закона вполне преодолевается только на религиозной стадии существования, когда человек невероятным усилием воли отказывается от прежних привычек существования, всем существом своим принимает страдание как принцип существования и тем самым приближается к доле распятого Христа.

В результате возвышающая идею человека личностная интуиция привела к аналогии страха, для преодоления которого и утешения, полагал С.

Быстрая помощь студентам

Понятие проблемы личности в философии Понятие философии экзистенциализма и история ее возникновения Проблема личности в философии экзистенциализма Проблема человека является одной из самых важных для всей философии, но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества. Человека, в его частных проявлениях, изучают специально посвященные ему науки: Философия же всегда стремилась к постижению его целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущности, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и с их помощью выявить его место в мире.

«интуиция слова, узрение его в непосредственном бытии, идее». Необходимо .. Страх, ужас, страшное имя – предикаты, которые С.Н. Булгаков.

В этом смысле С. В качестве достояния сознания, С. В систематической философии Г. Гегеля сущее открывается посредством введения понятия"развитие", характеризующего деятельность Абсолюта и являющегося как развивающееся нечто, самодвижение которого представляет собой объективное основание С. Свобода, раскрывающая истину, противоположна С. В пространстве самого Единого С. В экзистенциальной философии М. Хайдеггера условием раскрытия сущего как такового выступает Ничто, которое имеется в наличии, давая о себе знать в настроении Ужаса.

приобретает статус фундаментальной категории философского знания, выражающей специфическое отношение, которое возникает между сущим и человеческим существом. Когда сущее в целом ускользает и надвигается прямое Ничто, перед его лицом умолкает всякое говорение с его"есть". Однако именно безъязыкость Ничто"взывает" нарушить гнетущую тишину, претворив энергию Ужаса в речь. И первое суждение о сущем возникает в напряженном пространстве С.

Так, известный догмат о сотворении мира из ничего на самом деле не уводит в область богословия, но возвращает к исходному допсихологическому опыту"присутствия". В философском осмыслении религии, понятой как человеческое стремление к сохранению непосредственной связи с безусловным средоточием всего существующего, сущее полагается в Абсолюте, который мыслится как единая основа и первоначало существующего.

Спиркин А.Г. Философия

Проблема личности в философии экзистенциализма Проблема человека является одной из самых важных для всей философии, но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества. Известно, что в различные исторические эпохи предлагались новые трактовки проблематики, связанной с человеком, с его местом в мире и отношением к миру:

циалы человеческого бытия; трансценденция; коэкзистенция; экзистенциальная философия. . страх и ужас у немецкого мыслителя выступают как модусы . онтологическую суть экзистенции как непосредственного бытия.

Гегеля, за слишком абстрактный подход к человеку. Философы, говорил он, превыше всего ставят всеобщее, дух, материю, Бога, прогресс, истину и этим всеобщим принципом стремятся подчинить реального человека вне его индивидуального бытия. Они ищут в человеке только его сущность, теряя из вида живую, уникальную индивидуальность с ее мыслями, чувствами, радостями и страданиями. Индивид Кьеркегора самоценен и возвышен, но он же — одинок и беспомощен в этом мире, как узник, бьющийся в камере-одиночке.

Многие, по Кьеркегору, суть критерии неистинности: Естественно, что долго удержаться на этой холодной и открытой для пессимистических выводов личностной вершине Кьеркегор не мог. В результате возвышающая идею человека личностная интуиция привела к апологии страха, для преодоления которого и утешения, полагал Кьеркегор, необходимо религиозное общение с Богом. Не приняв межчеловеческое общение за возможную форму выхода из личностного одиночества, Кьеркегор возвращается в лоно христианской религии, в которой Бог также обладает личностной формой.

Кьеркегор противопоставил веру разуму как начало полностью иррациональное, коренящееся в воле, которая трактовалась им как предшествующий всякому разуму корень человеческого бытия. Несомненная заслуга Кьеркегора заключается в постановке Собственно человеческих вопросов, проблем субъективного бытия: Шестова, он отошел от традиционного онтологического анализа бытия и сосредоточился на тончайших переживаниях личностью своего уникального бытия.

Как уже говорилось, Кьеркегор остро критиковал традиционное понимание задач философии за то, что она теряет именно личностный аспект бытия, его субъективную сторону. И в самом деле: Если нескольких словах сформулировать заветные мысли Кьеркегора, следовало бы сказать:

Ужас и страх (Румпельштильцхен/Регина)